Главная » Статьи » Упоминания в СМИ » 2009 |
«Наш промысел редкий: в области всего семь-восемь мастеров. А я еще не освоил полностью ремесло», — с достоинством, но скромно представлял себя наш 15-летний земляк Игорь ГОРЧАКОВ на мастер-классе, который дал на третий день VIII Дельфийских игр в Самаре. Во многом благодаря заслуженной им золотой медали в номинации «Сохранение народных и художественных промыслов» наша область заняла на этих всероссийских состязаниях творческой молодежи шестое место из 76 регионов страны. Сразу же по возвращении домой Игорь, несмотря на усталость с дороги, ответил на вопросы нашего корреспондента Татьяны Курдюмовой, поделившись не остывшими еще впечатлениями о своей громкой победе. — Игорь, твоего учителя, мастера плетения из соснового корня Н. М. Нагаева прославила за пределами области шкатулка в виде яблочка, а пинюгского мастера С. Е. Шубина — вазочка в форме утки. Каким же изделием ты покорил жюри Дельфийских игр? — Свою ажурную тарелочку, которую сплел за шесть часов из семи, отпущенных на выполнение конкурсного задания, я назвал «Пусть всегда будет солнце», потому что она похожа на солнышко. — Вот так дела! А мне сказали, что на задание было дано три дня. — Мы с Николаем Михайловичем тоже так думали, но вышло по-другому. В первый день после регистрации у нас проверяли привезенные с собой работы: нужно было представить от 5 до 7 своих изделий. На следующий день мы увидели все это на выставке. Потом была жеребьевка и нас рассадили по трем мастерским (конкурс проходил не под открытым небом, как в Чувашии, а в помещениях). Каждый, согласно своему номеру, прошел за столик и приступил к работе. Общая тема — «Традиции сохранять молодым», а дальнейший выбор был за нами. Как назовешь свою работу — неважно, главное, чтоб она получилась качественной. Разрешалось сдать даже незаконченное изделие. — Сколько у тебя было соперников? — Всего участвовало в нашей номинации 26 человек в возрасте от 15 до 24 лет. На группы нас не делили, все соревновались на равных. А плетение из корня кроме меня никто здесь не представлял. Присутствовали в основном лоскутное шитье, роспись и резьба по дереву, резьба и плетение из бересты, а из нашей области — дымковская игрушка. — Когда ты узнал о своей победе? — На третий день, после мастер-класса, на котором я сначала говорил об истории промысла, а потом показал, как это делается. Любой желающий мог доплести начатую работу. Подходили почему-то только девчонки. — Кстати, физическая сила в твоем ремесле нужна? — Нет, на первом месте здесь терпение, усидчивость. — А как же глазомер, навыки рисования? Ты не рисуешь? — Немного рисовал для себя. С начальных классов люблю мастерить, уроки труда мне нравились больше других. Потом учился лепить из соленого теста, вязать крючком — могу связать несложную салфетку. А плетением из корня занимаюсь третий год. — Чем же оно тебя привлекло? — Результатом. Нравится, как выглядят законченные изделия. — А главная трудность в чем? — Заготовить хороший материал. Если корешок хорош, то и изделие получится. Для заготовки сырья нужно искать место в чистом, не горелом бору, где сосны молодые, 20-30-летние. Деревья должны расти на песчаной почве и неплотно. — Игорь, из выполненных тобой работ уже можно сделать персональную вы-ставку. А в областных конкурсах когда начал участвовать? — С первого года обучения. — Что чувствовал, получая золотую медаль Дельфийских игр? — Итоги конкурса нам объявили в вы-ставочном зале. Церемония награждения шла по восходящей, от дипломов — к медалям, и под конец у меня сердце билось от волнения. Когда услышал свою фамилию, удивился, потому что не ожидал победить. Ведь другие изделия были очень качественные, красивые. Наверное, на решение жюри повлиял сам факт сохранения такого редкого промысла, как плетение из соснового корня, его история. — Кроме золотой медали и лаврового венка, в котором ты давал интервью телевидению на кировском вокзале, тебе, как победителю Дельфийских игр, полагается президентская премия? — Да, но для этого еще нужно отправить в Москву пакет документов. — Говорят, денежная сумма «Гран-при» солидная. Как собираешься им распорядиться? — Телевизионщики меня тоже об этом спросили. Я ответил, что, скорее всего, потрачу деньги на учебу. — Будешь получать профессию после девяти классов? — Да, но не выбрал пока еще куда поступать. — Твой выбор будет связан с народными ремеслами? — Нет, но свое увлечение не брошу. — Сейчас надо выходить уже на международный уровень? — Если такой шанс дадут, не откажусь. — Игорь, что бы ты хотел пожелать ребятам, которые пришли учиться у Николая Михайловича после тебя? — Терпения и удачи, и чтобы не боялись участвовать в конкурсах. — Желаю и тебе успешно сдать школьные экзамены и не ошибиться с выбором учебного заведения. Спасибо за интервью. Несколько вопросов я задала и учителю золотого медалиста Н. М. НАГАЕВУ. — Николай Михайлович, сколько лет северному промыслу, которым вы занимаетесь? — Не могу сказать сколько, но точно больше ста. Раньше таких мастеров в народе называли чарушечниками, потому как они плели из корня чаруши — посуду, которую использовали в качестве формы для выпечки высоких круглых караваев. Моя тетя, которая живет в Щеткине, помнит, как это делалось. Да и сам я лет сорок назад, когда учился в педучилище, пробовал испеченный таким способом черный домашний хлеб. На дно чаруши клали капустный лист, потом тесто и ставили в печь. — И дерево не горит? — У хорошей хозяйки — нет, ведь если чаруша загорелась, то и хлеб подгорит. — А как еще использовали корень прежние мастера? — До наших дней сохранились сплетенные из корня ритуальные корзинки, с которыми в деревнях ходили на кладбища. — По происхождению промысел этот вятский? — Пришел к нам, может быть, и с Вятки, но и на севере бытовал до революции. Вновь возродили его только во второй половине прошлого века. — А в нашем районе кто первым поднимал это дело? — Насколько мне известно, Капитон Георгиевич Окуловский из Утманова. Его заинтересовали старые вещи из крестьян-ского обихода. Позднее он ездил в Киров к мастерам из объединения «Умелец», филиал которого организовал и в районе. Навыки ремесла передавал мастерам-надомникам, в том числе и ветерану войны из Подосиновца Ю. П. Инькову, у которого учился и я. Правда, учиться тут особо нечему, главное увидеть, как работает мастер, а остальное придет с опытом. — Учебники по этой части есть? — По корешку — нет, да и мастеров осталось мало. На сегодня в Кирове есть два брата и мужчина — в Котельниче, но все старше меня лет на десять. — А ученики у них есть? — Может быть, и есть, однако работ их подопечных на выставках в последние годы я не встречал. — Николай Михайлович, вы вырастили уже не одно поколение учеников. В чем отличие Игоря, почему он выделился своими результатами? — Он усидчивый и старательный парень, но успехами больше всего, на мой взгляд, обязан маме Татьяне Александровне Горчаковой. Она много внимания уделяет сыну, развивая в его характере все лучшее. — Трудное дело — сберечь промысел, передать его в надежные руки? — Очень трудное. Например, из моих 12 кружковцев-шестиклассников к концу учебного года осталось всего шесть, хотя и у этих ребят многие изделия получаются лучше, чем у начинающих взрослых. Года через два из них выделится тот, кто будет аккуратней. Но обучившись ремеслу и уехав из дома, ребята, как правило, им не занимаются. Однако в жизни это умение всегда пригодится. — В таком случае желаю вам побольше трудолюбивых и упорных преемников, которые смогут удержать планку, взятую Игорем, и поднять ее выше. Тут к нашему диалогу присоединилась директор Подосиновского Дома ремесел О. В. КУЗНЕЦОВА: У Николая Михайловича уже есть смена. Это мастера А. В. Конева, Е. Н. Медведева, а из молодых — Федя Нагаев. Само существование Дома ремесел в районе стимулирует появление новых мастеров, что и стало основой нашего участия в разнообразных выставках и конкурсах. Нас заметили в области, благодаря содействию областного Дома народного творчества и лично Ирины Владиславовны Михалицыной и Ольги Сергеевны Колесниковой мы вышли на всероссийский уровень. На снимках: Игорь со своим учителем и родителями; ажурная тарелочка «Пусть всегда будет солнце». «Знамя», 6 июня 2009 г. Фото автора. | |
Просмотров: 593 | |
Всего комментариев: 0 | |
2019 [1] |
2018 [4] |
2017 [1] |
2016 [1] |
2015 [1] |
2014 [0] |
2013 [0] |
2012 [4] |
2011 [9] |
2010 [10] |
2009 [12] |
2008 [10] |
2007 [4] |
2006 [10] |
2005 [5] |
2004 [7] |
2003 [10] |
2002 [5] |
2000 [1] |
1999 [1] |
1997 [2] |
1996 [1] |
1995 [3] |
1994 [2] |
1993 [1] |
Информер последних комментариев