Главная » Статьи » Упоминания в СМИ » 2009 |
Третий год подряд наши земляки занимают первые места в престижном для народных умельцев всероссийском конкурсе «Русь мастеровая». На сей раз из Чебоксар привезла диплом первой степени заместитель директора Подосиновского Дома ремесел Анна Васильевна КОНЕВА — дебютантка этого конкурса. После возвращения из столицы Чувашии она поделилась своими впечатлениями о поездке и состязаниях лучших мастеров страны. — Анна Васильевна, у вас было много соперников? — Всего VII Всероссийский конкурс декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» собрал 37 участников из 17 регионов России и 22 — из Чувашии. Что касается нашей номинации «Плетение из растительных материалов», то в ней состязались 8 человек, но с изделиями из соснового корня — я одна, так как преобладали лоза и соломка. Кстати, женщины среди конкурсантов были в меньшинстве. Люди собрались самого разного возраста — от 17 до 70 лет. — В какой форме и где проходил конкурс? — Его хозяева отмечали большой праздник — День республики, и мы находились в самом центре событий, но видели немного, потому что сидели во дворе Чувашского национального музея. Все участники были разделены по областям, поэтому моей соседкой по палатке оказалась преподаватель училища из Советска Вера Мирошина, она профессионально занимается плетением из лозы. За десять часов на глазах у членов жюри и многочисленных зрителей каждому из нас нужно было с начала до конца сделать конкурсную работу. Кроме того рядом с каждым в палатке была оформлена небольшая выставка собственных изделий. — Многие из прогуливающихся по рядам к вам подходили? — В первый, будний, день наша с Верой палатка стояла в углу двора, а вот назавтра был объявлен выходной в честь Дня республики и желающих взять мастер-класс оказалось столько, что это уже начало мешать выполнению конкурсного задания. Привлекала любознательных непривычность самого материала для плетения — соснового корня. Кто нас только не фотографировал. — Пожалуйста, расскажите подробней об изделии, что принесло вам победу в номинации и где оно теперь. — Это поднос под каравай, который я назвала «Солнце на блюде». Он остался, как все сделанные на конкурсе работы, в фондах Чувашского национального музея. Внутри подноса я сделала поверх плетения орнамент — цветок из пяти лепестков, затем вставила ажур, а завершила свободной техникой плетения, чтобы уложиться в срок. Мы ведь зависели только от времени. И некоторые мастера, к сожалению, не успели реализовать очень хорошие задумки, не получив даже грамот за участие. Награждений в этом году вообще было мало. Организаторы объяснили это кризисом в экономике, хотя, судя по увиденному нами, Чувашия процветает. — Ее столица вам понравилась? — Очень. Чебоксары почти полумиллионный город на берегу раскинувшейся до горизонта Волги. Город богатый, чистый и красивый, берегущий национальные традиции. Все уличные вывески на чувашском языке с переводом на русский в нижней строке. В первый день мы увидели прекрасную культурную программу: концерт фольклорных коллективов и показ мод — от восстановленных старинных костюмов до современных в национальном стиле. Во всем чувствовалась большая подготовка к празднику: клумбы, газоны, дороги в идеальном порядке, на улицах иллюминация. В день перед отъездом любовались в 11 вечера на прощальный салют. Что больше всего приятно удивило, так это отсутствие горячительных напитков, без которых русские праздники, увы, не обходятся. У них же до полуночи нигде спиртное не продают и не увидишь молодых людей с пивными бутылками в руках. — Действительно, есть чему поучиться у волжан. Но вернемся к конкурсу. Кто же взял его главный приз? — Гран-при, точнее приз президента Чувашии, жюри отдало Александру Кутрынину из Ивановской области. Он сплел из бересты пасхальное яйцо очень тонкой, можно сказать, ювелирной работы. Сам он огромного роста, настоящий русский богатырь, а над своим изделием колдовал в специальных очках с лупой. Награду Александру вручал сам президент, а после этого нас всех пригласили на концерт известного певца Владимира Маркина, конечно же, начавшего свое выступление с хита «Сиреневый туман». Мне повезло, я сидела в первом ряду. — Анна Васильевна, на всероссийскую арену вы вышли впервые, не обманул ли в чем-то столь масштабный конкурс ваших ожиданий? — Не ожидала, что это испытание будет настолько тяжелым физически и морально. Честно признаюсь, когда плела свою тарелочку, думала, что она, наверное, последняя в жизни. Если до этого каждая работа меня увлекала, давала возможность пофантазировать, придумать что-то интересное, то на конкурсе цель была одна — закончить изделие в срок, значит, для души места почти не оставалось. — Вы занимаетесь старинным ремеслом чарушников около трех лет. Себя причисляете к разряду любителей или профессионалов? — Конечно, любителей, ведь по образованию я бухгалтер, хотя и обучалась когда-то росписи по дереву. Но в Чебоксарах состязаться пришлось на равных с профессионалами. Видимо, учитель у меня оказался очень хорошим, ему и обязана своим успехом, как и наш золотой медалист Игорь Горчаков. Николай Михайлович Нагаев умеет все четко объяснить, но главное — показать. Может быть, кому-то достаточно прочитать, а мне лучше смотреть самой на работу мастера и запоминать его приемы. Тем более что по нашему промыслу пособий нет, оно передается из рук в руки. — Благо, среди молодежи есть желающие перенять столь редкое и красивое ремесло, которое делает имя нашему району далеко за его границами. Спасибо вам за сохранение старинного промысла и за интересный рассказ. Надеюсь, что ваша победа станет стимулом для дальнейшего совершенствования в мастерстве. «Знамя», 23 июля 2009 г., вопросы задавала Татьяна Курдюмова. Фото из архива А. В. Коневой. | |
Просмотров: 456 | | |
Всего комментариев: 0 | |
2019 [1] |
2018 [4] |
2017 [1] |
2016 [1] |
2015 [1] |
2014 [0] |
2013 [0] |
2012 [4] |
2011 [9] |
2010 [10] |
2009 [12] |
2008 [10] |
2007 [4] |
2006 [10] |
2005 [5] |
2004 [7] |
2003 [10] |
2002 [5] |
2000 [1] |
1999 [1] |
1997 [2] |
1996 [1] |
1995 [3] |
1994 [2] |
1993 [1] |
Информер последних комментариев